Коррупция как социально-опасное явление

Внеклассное мероприятие антикоррупционного воспитания

Проводила учитель истории: Чернякова О.Н.

МБОУ «Красногвардейская СШ»

Дата проведения: 24.10.2017г.

Аудитория: 8-9 кл.     

Тема: «Коррупция как социально — опасное явление». 

Цель:

 -повышение правовой грамотности учащихся в сфере  антикоррупционного законодательства;

— формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного стандарта поведения, нетерпимого отношения к любому проявлению коррупции. 

Основные задачи:

— воспитание правового сознания и повышение правовой культуры учащихся;

— формирование убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;

— развитие творческой деятельности учащихся;

— формирование активной гражданской позиции. 

Оборудование: раздаточный материал, ватманы, маркеры, памятка «Основные признаки коррупционного действия»,презентация, МК. 

                                                 Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя: Одной из самых больших проблем современного мира стала коррупция. Она охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивается с вымогательством, взяточничеством. Коррупция как огромный спрут охватывает весь мир. Неужели ей нельзя противостоять? А если можно, то, как и кто это должен сделать?

Слайд 2. Задание №1. «Знакомство» Представьте свои названия команд, объясните их значение?

Слайд 3. Задание №2. «Знатоки» Чтобы разобраться, что из себя представляет коррупция попытайтесь составить схему-кластер с включением в нее основных терминов, характеризующих данное понятие, попробуйте сформулировать определение  с помощью информации в раздаточных материалах.

(Изобразить схему-шаблон на доске)

 Примерные термины, включаемые в кластер: вымогательство, продажность, правонарушение, взяточничество, подкуп, корысть. 

 Раздаточный материал для выполнения задания №1

Команде 8 класса:
1. Преступная продажность должностных лиц, использующих свое служебное положение в целях личного обогащения 

2. Подкуп, продажность, взяточничество, прак­тикуемые в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Хотя коррупция рассматривается законодатель­ством многих капиталистических стран как уго­ловное преступление, на практике она далеко не всегда и не в полной мере наказывается. 

Команде 9 класса:                                       
1. Продажность должностных лиц и обще­ственных деятелей. 

2. В документах ООН коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. В учебном пособии ООН «Практические меры борьбы с кор­рупцией» (1990) к коррупции отнесены: кража, хищение и присвоение государственной соб­ственности должностными лицами; злоупотре­бление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преиму­ществ); конфликт интересов между обществен­ным долгом и личной корыстью. 

Слайд 4.  Определение понятия КОРРУПЦИЯКоррупция (латинский термин «коррупция» (сorruption) происходит от греческого слова, означавшего «грязь») — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Слайд 5. Учитель: С 2004 года 9 декабря считается Международным Днём борьбы с коррупцией. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № А/RES/58/4 от 21 ноября 2003 года, согласно которой в Мексике была подписана Конвенция ООН против коррупции. В резолюции не было предусмотрено призывов отмечать этот день и проводить соответствующие тематике мероприятия. Но целью утверждения её было достижение понимания

 

народом проблемы коррупции и начала активной борьбы с ней, а также роли Конвенции в предупреждении подобных проблем. В некоторых странах в этот день принято организовывать митинги, собрания, лекции и семинары по наболевшим вопросам борьбы с коррупцией, в России же он практически не вызывает народных волнений и проходит относительно спокойно.

 
 

Слайд 6. Задание №3 «Следователи». На примере конкретной ситуации попытайтесь определить коррупция это или нет? Подготовьте аргументацию

Раздаточный материал каждой команде:

  1. Водитель, нарушивший правила, чтобы не платить штраф в полном объеме через сбербанк, платит некоторую сумму работнику ГАИ. Сотрудник ГАИ не требует, чтобы платили ему, но от денег не отказывается.

 

  1. Чиновник помогает предприятию или фирме получить выгодный кредит или заключить выгодный контракт. Руководство предприятия или фирмы выплачивает чиновнику определенный процент за содействие. 

 

Зачитать для обеих команд: 3.Человек быстрей других продвигается по службе, потому что является родственником или протеже министра или другого высокопоставленного чиновника. 

(Представление аргументов по ситуациям: 1ситуация – да, коррупция;2 ситуация – да, коррупция; 3 ситуация – нет, не коррупция)

Слайд 7.Задание №4. «Смекалка» (В форме брейн-ринга)

В России отношение к коррупции, закону нашло отражение во всевозможных пословицах и поговорках, фразах из известных кинофильмов. Ваша задача произнесённые слова перевернуть так, чтобы получилось крылатое выражение или знаменитое высказывание.

1) нога ногу чешет (Рука руку моет);

2)владей одним долларом и не имей одного врага

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей);

3)трудящийся имеет право стоять на свободе (Вор должен сидеть в тюрьме);

1) на тебя подарком не угодишь (С меня взятки гладки);

2)чужая мафия тебя не ценит (Моя милиция меня бережёт);

3)давай и забывай (Бери и помни). 

Слайд 8.Задание №5. «Картографы»

При помощи ватмана и маркеров вы  составляете карту: «Где ты встречался с коррупцией?»

Подсказкой к выполнению задания №4 может служить памятка: 

«Основные признаки коррупционного действия». 

  1. Обоюдное согласие участников действия.
  2. Наличие взаимных обязательств.
  3. Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.
  4. Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.
  5. Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде. 
  6. Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

(Представление плакатов командами)

Слайд 9. Задание № 6. «Честность» Имея знания о понятии коррупция, ее влиянии на общество и государство, встаньте и честно перед собой займите   квадрат того ответа, позиции которой вы придерживаетесь в отношении коррупции. Перед вами три поля позиций: «Никогда не буду причастен к коррупции», «Иногда позволю себе быть причастным к коррупции», «Всегда готов прибегнуть к коррупции, если это мне будет необходимо». Свою позицию объясните.

Слайд 10. Учитель: В нашем государстве еще с времен Средневековья проводилась борьба с коррупционными явлениями. Первым, кто в нашей стране попытался законом ограничить действия любителей «запустить лапу» в государственную казну, стал Иван 3 (1462-1505гг.)

Слайд 11. Учитель: Президент В. Путин продолжает политику борьбу с коррупцией и обещает достичь успехов примерно через 10 лет. (зачитать слова президента со слайда»

Так победима ли коррупция? Давайте мы попробуем ответить на этот вопрос и выработать свои способы борьбы с коррупцией.

(дискуссия и выработка предложений по борьбе с коррупцией) 
    Слайд 12.

  1. Ужесточить законодательство
  2. Сделать так, чтобы чиновнику было невыгодно брать взятки, а предпринимателю – невыгодно их давать.
  3. повышать уровень зарплат.
  4. Улучшить контроль.
  5. Воздействовать на психологию, менталитет людей. Воздействовать таким образом, чтобы чиновники не смогли больше находить оправданий себе, а предпринимателю противно было бы давать взятку.
  6. Устроить пропаганду против коррупции, повышать информированность организаций и граждан.

Слайд 13. Учитель: «Если бы людьми правили ангелы, ни в каком надзоре над правительством – внешним или внутреннем – не было бы нужды. Но при создании правления, в котором люди будут ведать людьми, главная трудность состоит в том, что в первую очередь надо обеспечить правящим возможность надзирать над управляемыми; а вот вслед за этим необходимо обязать правящих надзирать за самим собой» Слова Джеймса Мэдисона

Подведение итогов, определение победителя, награждение.

 
Из истории по борьбе с коррупцией в России

Слайд 14. Учитель: Должное внимание борьбе с коррупцией уделял император Петр1 (1682-1725гг.) Так, после многолетнего следствия был обвинён в противозаконных действиях и повешен при всём честном народе сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова, человека который изобличил Гагарина. Однако государственные мужи, даже под страхом столь мучительной казни, продолжали использовать своё служебное положение в целях личной наживы.

Слайд 15. Учитель: В 1845г было издано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» где в статье 372 предусматривалось наказание за лихоимство (принятие чиновником подарков, лично или через посредников, без нарушения обязанностей по службе). В статьях 373-376предусматривалась ответственность за мздоимство, то есть «получение материального подарка для совершения противоправного обязанностям службы деяния»

Слайд 16. Учитель: Российское уголовное уложение 1903г (ст.682) предусматривало ответственность служащих, вступающих в запрещённые им по роду службы имущественные сделки. Но это не останавливало. На протяжении всего царствования Романовых коррупция оставалась немалой статьёй доходов мелких и крупных чиновников.

Использованная литература: 

1.Федеральный Закон Российской Федерации от 25.12.2008 №273- ФЗ «О противодействии коррупции». 
2.Антикоррупционная политика в современной России / Под ред. А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006. 
3.Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. М.,2004. 
4.Астафьева Т.А. Международно-правовой опыт борьбы с коррупцией.// Молодые юристы – науке и практике. Владивосток, 2005. 
5.Асташина Е.Е. Противодействие коррупции через образование (методические материалы). – Самара, 2006. 
6.Болотина Т.В., Иоффе А.Н., Миков П.В, Кишенкова О.В. 

Методические материалы для учителя к курсу “Право в нашей жизни» Москва. АПК и ППРО. Центр Гражданского образования, 2007. 
             7.Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004. 
             8.Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005. 
             9.Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование: Методические рекомендации / Качкина Т.Б., Качкина А.В. — Ульяновск, ОАО «Областная типография «Печатный двор», 2010. 

            10.Качкина Т.Б., Качкин А.В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей: Учебное пособие. / Качкина Т.Б., Качкин А.В. — Ульяновск, ОАО «Областная типография «Печатный двор», 2010. 

            11.Словарь — справочник «Антикоррупционная политика», 

           Издательство «Проспект», М., 2006. 

Интернет-ресурсы:

http://news.kremlin.ru/ — официальный сайт Президента Российской Федерации (актикоррупционный раздел)

http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml  — актикоррупционный раздел

http://www.polit.ru/news/ — ПОЛИТ.РУ.                                  

http://law.edu.ru — юридическая Россия Федеральный правовой портал

http://forum.help.su/ — Общероссийское общественное движение : Жилье, Земля, Люди

http://www.anti-corr.ru/ — коррупция в России и в мире

http://www.indem.ru/ — фонд ИНДЕМ

http://www.anti-corrupcioner.ru/about

    http://www.korrup.ru/ — Национальный Антикоррупционный Совет Российской Федерации 
    http://www.peo.ru/  — Скажем «нет» взятке в образовании! 
    http://www.com-cor.ru — Комитет по борьбе с коррупцией 
    http://www.stopcorruption.ru — Общественный антикоррупционный комитет.